Форхенды, бэкхенды, серв-энд-воллей... А по-русски можно?

Тут все просто. «Форхенд» с английского можно перевести как «передняя сторона ладони», а «бэкхенд» – это тыльная сторона ладони. Соответственно, если представить, что ракетка – это продолжение руки, то форхенд – это удар, который выполняется раскрытой ладонью со стороны ведущей руки (у правши – справа, у левши – слева), а бэкхенд – это удар, выполняемый тыльной стороной ладони с другой стороны.

Рафаэль Надаль пробивает форхенд – который у него один из лучших в истории

Конечно, из этого правила есть исключения. Например, в начале XX века австралиец Хорас Рис и слева, и справа бил одной стороной ракетки. Великий теннисный журналист Бад Коллинз писал, что техника у него была жутко уродливая, но довольно эффективная. Достаточно сказать, что Рис выигрывал Australasian Championships (из которого потом вырос нынешний Australian Open), трижды играл в финале, а в 1923 году дошел до полуфинала, когда ему был 51 год.

Форхенд в большинстве случаев пробивают одной рукой, хотя и тут есть исключения. Например, двумя руками с обеих сторон играли девятикратная победительница турниров «Большого шлема» Моника Селеш, чемпионка «Уимблдона»-2013 Марион Бартоли и француз Фабрис Санторо – самый нелюбимый игрок Марата Сафина. Россиянин ненавидел играть с Санторо, потому что у того очень необычная (некоторые скажут – кривая) техника, и он выполняет странные, непредсказуемые удары.

Бэкхенды сейчас в основном пробивают двумя руками. В начале XX века нормой считался одноручный бэкхенд, но по мере развития тенниса одноручный удар начал сменять более надежный двуручный. Это произошло из-за того, что двуручный удар стабильнее, мощнее, точнее, и игроку надо меньше работать ногами, чтобы подстроиться под мяч, который двумя руками еще и легче контролировать. Кроме того, считается, что двуручный бэкхенд не требует такого высокого развития моторных навыков, как одноручный, поэтому им легче овладеть.

У одноручного бэкхенда тоже есть преимущества. Например, он в целом считается более агрессивным, сама форма движения такая, что игрока тянет вперед – входить в корт, выходить к сетке, завершать розыгрыш в атаке. Кроме того, одной рукой легче тянуться к мячу (поэтому, кстати, двуручный форхенд слабо распространен). А еще одноручный бэкхенд – это один из самых эстетичных ударов.

Если игрок достаточно талантлив, то в его исполнении одноручный бэкхенд становится грозным оружием, как у Федерера и Вавринки. Но есть обладатели одноручного бэкхенда, которые не могут полностью использовать его возможности. Например, итальянка Роберта Винчи перешла на него уже в довольно зрелом теннисном возрасте, и сейчас слева она в основном подрезает. Самый высокий теннисист планеты и мастер подачи Иво Карлович недавно сказал, что если бы у него был не одноручный, а стабильный двуручный бэкхенд, то он был бы непобедим.

Что касается серв-энд-воллей, то это один из игровых стилей, который строится на выходе к сетке сразу после подачи. Сейчас серв-энд-воллей считается вымирающим стилем, потому что игроки научились великолепно обводить выходящих к сетке соперников. Этому способствовало развитие техники производства ракеток и струн – новыми ракетками легче крутить мяч, легче выполнять мощные и стабильные удары, с которыми у сетки трудно справиться, легче менять направление полета мяча.

Прошлогодний финал «Уимблдона» между Энди Марреем и Милошем Раоничем. Раньше на «Уимблдоне» к финалу на корте была протоптана тропинка к сетке

Сейчас в теннис в основном играют на задней линии. Можно поспорить, что́ является главной задачей современного теннисиста: самостоятельно выигрывать розыгрыши или же заставлять соперника их проигрывать. В мужском теннисе в последние годы доминировали как раз те, кто не проигрывает. Новак Джокович и Рафаэль Надаль, например, славятся стабильностью и непробиваемостью, которые они совмещают с умением при необходимости перейти в атаку. С другой стороны, Роджер Федерер наоборот строит игру на атаке. Из всех топ-теннисистов он, наверное, больше всех выходит к сетке (но нужно отметить, что его игра впереди начинается еще на задней линии – с острых подготовительных ударов. Иначе в современном теннисе нельзя).

У женщин в основном доминируют атакующие теннисистки: Серена Уильямс, Жюстин Энен, Мария Шарапова, Виктория Азаренко. Петра Квитова своей мощной игрой взяла два «Уимблдона» Последний пример – это Елена Остапенко, которая выиграла «Ролан Гаррос» за счет неконтролируемой агрессии. И считается, что экс-первая ракетка мира Каролин Возняцки не может выиграть «Большой шлем» как раз из-за того, что она слишком пассивна.