Эстонские школы. Чем они лучше наших привычных?

Сегодня существует несколько рейтингов школьного образования, но лишь один из них, PISA, регулярно цитируется мировыми СМИ. Именно благодаря этому тесту несколько лет назад финская школа была пределом мечтаний любых родителей, а сегодня такого положения добилась и Эстония.

Согласно недавно полученным результатам, эстонские ученики обогнали по успеваемости весь СНГ, Евросюз и страны-члены ОЭСР. Они пятые в мире по чтению, восьмые по математике и четвертые по химии.

Как проходит исследование?

В первую очередь проверяются не академические знания, а «функциональная грамотность» ученика, то есть его умение справляться с жизненными проблемами.

Например, ребенку нужно не просто решить уравнение, но и применить такую формулу, чтобы ипотека оказалась самой выгодной. В чтении от ученика требуется абстрагироваться от информационного шума и выбрать лишь необходимое. Вот пример реального задания:

Ваша тетя завела кур. Она зарегистрировалась на форуме любителей кур и спросила, можно ли дать птице аспирин. Вопрос: скажите, какой ответ самый надежный.

Вариантов ответа может быть несколько. Например, тетя увидела два ответа – один от женщины, которая уже дала курице аспирин, а второй от ветеринара. Оба варианта могут быть правильными, если ученик сможет это аргументировать.

Создатели теста признают, что «этому не учат в школах», но и жизнь несправедлива. Поэтому надо решать реальные проблемы, а не школьные задачи.

Привычная нам система образования больше не работает?

Людмила Рождественская, образовательный технолог Кесклиннаской гимназии, считает, что подобные задания подходят современным детям больше, потому что последние не хотят сегодня тратить время на зазубривание правил и формул.

«Надо сказать тесту PISA большое спасибо за то, что он позволил нам как через лупу посмотреть на советское академическое образование, «лучшее в мире». В свое время оно было оправдано, потому что работало на заказ общества, на другое производство. А сейчас каждый сам себе предприниматель «, — продолжает Людмила Рождественская.

Эстонские учителя и министерство образования уже начали подстраиваться под современные тенденции. Регулярно появляются задания на функциональную грамотность в проверочных работах.

У эстонских учителей больше возможностей развивать программу так, как они считают нужным, потому что одной определенной утвержденной — не существует.

Страна лишь обозначает рамки компетенций, которыми ученики должны овладеть, например — компьютерно-коммуникационные навыки — ICT.

Вот некоторые особенности эстонских школ, которые помогают им быть лучшими на сегодня:

  1. Три в одном

Полная свобода действий наблюдается и в преподавании предметов, учителя могут объединять несколько в одном, так как считается, что в реальной жизни такие знания помогут больше.

Например, в Кесклиннаской гимназии на уроке информатики учителя программирования и изобразительного искусства просят написать программу для разноцветного фонарика.

Такой метод преподавания Эстонии позаимствовала у финнов еще в 90-е годы.

  1. Равенство

В Эстонии все ученики равны перед преподавателем – от отличника-олимпиадника до двоечника. У учителя есть помощники, которые помогают подтянуть менее успешных в учебе товарищей. Все это ведет к тому, что общий уровень класса и школы значительно поднимается.

  1. Дигитализация

Как мы говорили выше, в первую очередь государство следит за тем, чтобы все ученики овладели компьютером. Поэтому эстонские дети с первого класса привыкают к технологиям.

  1. Уроки по преодолению информационного шума

Уроки по преодолению информационного шума регулярно проводятся в эстонских школах: «Нас учат не доверять первому попавшемуся источнику, надо проверять, достоверная ли информация, смотреть в разных источниках, может, найти какую-то книгу», — говорит Русской службе Би-би-си Роберт, десятиклассник из Кесклиннаской гимназии.

Учат детей даже правильно гуглить!

«Иногда у детей появляются вопросы о том, что они видели в соцсетях, они спрашивают, что это было. Я объясняю, какое именно слово я гуглю, какие фильтры, какие линки получаю, где может быть более или менее правильный ответ», — рассказывает Русской службе Би-би-си учительница физики и информатики Вирги Рооп.

Источник: Официальный сайт Национального Олимпийского Комитета - www.olympic.uz