История Дворца искусств в Ташкенте

Название постройки: Дворец искусств в Ташкенте («Панорамный кинотеатр» им. А. Навои)

Авторы: архитекторы Владимир Берёзин, Серго Сутягин, Юрий Халдеев, Дмитрий Шуваев, инженеры Д. Антман, А. Браславский при участии архитектора О. Легостаевой; художники Александр Ган и Виктор Ган.

Дата постройки: 1962-1964 гг.

Место нахождения: проспект Алишера Навои, 15, Ташкент

 

В середине 20-го века это здание было одним из самых «сейсмоустойчивых» и передовых с точки зрения инженерии, и более того – самым большим панорамным кинотеатром в Узбекистане.

Выполненный в стиле модернизма, данный комплекс является наиболее ярким примером наиболее популярного архитектурного стиля середины 20-го века в СССР.

Здание задумывалось не только, как кинотеатр, но, благодаря своим уникальным акустическим свойствам – там проводились и научные симпозиумы, и театральные постановки и даже концерты многочисленных звёзд.

«Дворец искусств в Ташкенте, уместно символизируя классический храм, строится в виде среза дорической колонны», – отмечает современный архитектурный критик Владимир Белоголовский. «Здание, построенное в 1962-64 годах, соответствует тенденции создания ярких образов-метафор, которая как раз стала проявляться в середине 1960-х годов в архитектуре «советского модернизма».

«Культурный комплекс состоит из двух соединенных между собой зданий: непосредственно «срезанной колонны» – главного зала, плюс протяженного 2-этажного фойе, расположенного рядом. Главный объем зрительного зала можно считать своего рода цитатой античности, ссылкой на неизменное прошлое. Вытянутое фойе, выполненное в стилистике модернизма, на этом фоне выступает в качестве контраста. Застекленные галереи и легкость формы являются ссылкой на современность, тогда как узорчатые стены, создающие игру света и тени внутри определенной части фойе, являются данью традициям восточной архитектуры. Вместе весь комплекс представляет собой синтез разнообразных архитектурных средств.» – продолжает критик.

Примечательно, что при всей культурной ценности, данное здание стало единственным кинотеатром в Ташкенте, которое пережило землетрясение 1966-го года, тем самым показав себя, еще и как объектом инженерного достояния.

Проект разработан «Узгоспроектом» при участии «Гипротеатра», НИКФО и ЦНИИЭП. Объем всего комплекса составляет 80 700 м3. Зал рассчитан на 2300 мест. Киноэкран размером 34х14 м. При отделке интерьеров зала использовались буковая рейка, древесностружечные и перфорированные плиты, а в зале и фойе также установлены системы кондиционирования воздуха.

«Для создания акустического эффекта применялись стекловатные маты и стеклоткань с полиэтиленовой пленкой. Электроакустическое оборудование зала обеспечивает стереофонический звук. Основу двухэтажного павильона составляет каркас из сборных железобетонных элементов. В отделке здания использованы пластмасса, поливная керамика, естественный камень местных карьеров, поливинилацетатные краски. Интерьеры дворца украшены декоративными панно».

По словам архитекторов: «При создании кинотеатра нужно было учитывать акустику, свето- и звукопроецирование».

«Я связался с московским научно-исследовательским институтом, где мне сказали, что для правильной акустики нужна акустическая модель, которая состоит из оргстекла толщиной в 6 мм. В этом институте была мастерская, которая изготавливает эти самые модели. Меня отправили в командировку на месяц в эту мастерскую. В итоге мы сделали нужную модель, я познакомился с «Гипротеатром» (системой, которая отвечает за кинотехнологии: раздвижение занавеса, экран). Все эти знания помогли стать настоящим архитектором, изучить дело изнутри».

Источник: Официальный сайт Национального Олимпийского Комитета - www.olympic.uz