как держать уразу в эпоху COVID-19

Можно ли нарушать режим самоизоляции для того, чтобы тот, кто держит уразу, смог участвовать в коллективном ифтаре? Ждать ли праздничного онлайн-намаза в Ураза-байрам? 

Рустем Нургалеев: «В разгар пандемии нет греха в индивидуальном ифтаре»»

Рустем Нургалеев: «Вечерняя молитва таравих не носит характера обязательности, она носит характер желательности, и это не может быть утверждено с учетом пандемии»

«ПОСТ — ЭТО ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. ОНО ХОРОШО СОВЕРШАЕТСЯ ДОМА»

Рамадан-2020, который начинается завтра (23 апреля) с заходом солнца, впервые за многие годы приходится не на жаркие летние месяцы. Если в прежние времена это звучало как облегчение для верующих, то сейчас COVID-19 внес в уразу свои коррективы. Участники интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» представители ДУМ РТ не стали вдаваться в размышления о том, послан ли нам коронавирус за какие-то грехи, коих в современном мире наблюдается предостаточно, поскольку истинным знанием обладает лишь Всевышний. Но гости нашей редакции единодушны — это большое испытание для мусульман!

Что касается принятых в связи с пандемией мер — закрытия мечетей и запрет на проведение в них коллективных ночных намазов и ифтаров, — то здесь нет повода для беспокойства, как это происходит в случае невозможности совершения, например, пятничного джума-намаза, говорит ученый секретарь совета улемов ДУМ РТ Рустем Нургалеев. «Пятничные намазы — это богослужение коллективного характера, оно выполняется при консолидации мусульман в определенном месте, а совершение поста — это индивидуальное богослужение, — рассказывает Нургалеев. — Оно хорошо совершается дома, на работе в офисе, то есть для его совершения не нужно собираться массово. А вечерняя молитва таравих не носит характера обязательности, она носит характер желательности, и это не может быть утверждено с учетом пандемии». То же самое касается и распространенного у татар коллективного авыз ачу, в разгар пандемии нет греха в индивидуальном ифтаре».
Как сообщил заместитель муфтия Татарстана Ильфар Хасанов, в этом году Духовное управление мусульман РТ проведение массовых авыз ачу заменило раздачей ланч-боксов для постящихся

Как сообщил заместитель муфтия Татарстана Ильфар Хасанов, в этом году духовное управление мусульман РТ проведение массовых авыз ачу заменило раздачей ланч-боксов для постящихся

В шариате есть норма, согласно которой, если человек по состоянию здоровья не может поститься, он должен ежедневно кормить других людей. Раньше для этого нужно было просто оплатить ифтар в одной из мечетей. Как сообщил заместитель муфтия Татарстана Ильфар Хасанов, в этом году духовное управление мусульман РТ проведение массовых авыз ачу заменило раздачей ланч-боксов для постящихся: «Фонд „Закят“ планирует ежедневно раздавать по 500 порций, мечеть „Ярдэм“ также займется этой работой. Никаких проблем у нас сейчас нет, можно перечислить в данные фонды деньги. Кроме того, пройдет акция „Рамадан — месяц добрых дел“, где также будут собирать средства на ифтар малоимущим людям. Мы готовим и продовольственные наборы неимущим, многодетным семьям». 

Вопросов, как сделать пожертвование в эпоху самоизоляции, возникнуть не должно. Как заверил заммуфтия, онлайн-платежи принимаются всеми доступными способами.

Булат Мубараков: «Дозволенность держать пост зависит от физического состояния человека, но не зависит от того, если положительный анализ на коронавирус или нет»

Булат Мубараков: «Дозволенность держать пост зависит от физического состояния человека, но не имеет значения, есть ли положительный анализ на коронавирус или нет»Фото: Василий Иванов

«ТОТ, КТО ХОЧЕТ ПРОВЕСТИ У СЕБЯ ДОМА КОЛЛЕКТИВНЫЙ НАМАЗ, МОЖЕТ ЭТО СДЕЛАТЬ С ЧЛЕНАМИ СВОЕЙ СЕМЬИ»

По последней официальной информации, у многих людей заболевание коронавирусной инфекцией проходит бессимптомно, при отсутствии высокой температуры, сухого кашля, потери обоняние. Наличие COVID-19 у таких пациентов определяется только с помощью лабораторных анализов. В то же время в исламе есть послабление для тех, кто не может в силу состояния здоровья держать уразу. Если у человека нет явных симптомов коронавируса, но тест оказался положительным, имеет ли он право отложить свой пост до выздоровления? Начальник отдела по вопросам шариата ДУМ РТ, казый (шариатский судья) Казани Булат Мубараков ответил на этот вопрос следующим образом. «Дозволенность держать пост зависит от физического состояния человека, но не имеет значения, есть ли положительный анализ на коронавирус или нет, — считает Мубараков. — Тут есть определенное правило, которое шариат нам дает. Говорится, что отказаться от поста можно, если пост способен привести к тому, что у человека усилится болезнь, и это подтверждено собственным опытом или врачом, который практикует ислам и держит уразу. Но если у человека нет симптомов, нет физического проявления болезни, в этом случае для него обязательным является держание поста».

Естественно, нужно знать все нюансы, ведь если такому «бессимптомному» пациенту врач прописал лекарства, то он никак не сможет поститься, хотя в современной медицине имеются и препараты пролонгированного действия, которые можно принимать один раз в сутки. То есть здесь все индивидуально. В то же время, как говорит Булат хазрат, ценность уразы именно в месяц Рамадан многократно выше, чем в другое время, когда выздоровевший будет возмещать пропущенные дни.

«Вопрос самоизоляции — это когда не знаешь, в каком ты состоянии находишься, и поддерживаешь всеобщую тенденцию общества. А когда ты ее нарушаешь, ты поступаешь аморально»

«Вопрос самоизоляции — это когда не знаешь, в каком ты состоянии находишься, и поддерживаешь всеобщую тенденцию общества. А когда ее нарушаешь, ты поступаешь аморально»Фото: «БИЗНЕС Online»

Большой ценностью обладают и коллективные намазы. В хадисах, то есть высказываниях пророка Мухаммеда, говорится: «Намаз, совершенный с джамаатом (коллективно  — прим. ред.), достойнее намаза, совершенного в одиночку, в 27 раз».  Да, сегодня мечети закрыты, но теоретически каждый человек имеет право собрать у себя дома единоверцев, вместе провести ифтар, а после разговения остаться и на ночные бдения — таравих-намаз. Однако заместитель муфтия Татарстана Ильфар хазрат рекомендует все-таки не делать так в текущих условиях, ибо во времена распространения эпидемий скученность людей может привести к распространению «заразы коронавирусной»: «В эти непростые для всех нас дни мы должны помнить об одном — не навреди. Ни себе, ни близким, ни окружающим. Это всех касается. А тот, кто хочет провести у себя дома коллективный намаз, может это сделать с членами своей семьи».

Не получится в этом году и итикаф — благочестивое уединение в мечети, которое мусульманине делают в последнюю декаду Рамадана. Но, как заявляют богословы татарстанского муфтията, степень награды от Аллаха за итикаф на самоизоляции, возможно, будет равна, а может, станет даже выше, чем если бы человек уединялся в стенах Дома Аллаха.

«В случае отмены режима самоизоляции, возможно, богослужение [праздничный намаз в ураза-байрам] пройдет, но, если обстановка не позволит, он просто не будет совершен»

«В случае отмены режима самоизоляции, возможно, богослужение [праздничный намаз в Ураза-байрам] пройдет, но, если обстановка не позволит, он просто не будет совершен»

«НАМАЗ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ БЛИЖЕ К МЕККЕ, ЧЕМ ИМАМ, НЕ БУДЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ»

Представители ДУМ РТ настоятельно рекомендуют мусульманам не нарушать режима самоизоляции. За это человек будет наказан не только со стороны правоохранительных органов, но и совершит грех. Чем больше человек заразит людей, тем выше степень неблаговидности поступка, который Рустем хазрат называет аморальным. «Если по незнанию человек заразил кого-то, то неправильно говорить, что он будет грешником, но в ситуации, когда человек был предупрежден… Вопрос самоизоляции — это когда не знаешь, в каком ты состоянии находишься, и поддерживаешь всеобщую тенденцию общества. А когда ее нарушаешь, ты поступаешь аморально. Насколько греховно — трудно сказать, зависит от того, каковы будут последствия. Зная, что ты больной, находящийся в карантине подвергать опасности окружающих — это грешно, однозначно», — уверен Нургалеев.

Хоть Рамадан еще и не наступил, но читатели «БИЗНЕС Online» интересуются: будет ли совершен праздничный намаз в Ураза-байрам, который в этом году должен пройти 24 мая? Все зависит от эпидемиологической обстановки, говорит Ильфар хазрат, в случае отмены режима самоизоляции, возможно, богослужение пройдет, но, если обстановка не позволит, он просто не будет совершен. Замены никаким другим индивидуальным намазом не предвидится. Единственное, что четко известно про этот намаз, впрочем, как и про пятничный, — что он ни в коем случае не будет проходить в онлайн-режиме.

«Следование имаму не может быть действительным в онлайн-режиме. Одно из условий — чтобы имама и человека, который следует за ним, не разделяло большое расстояние. Второе условие — имам должен стоять впереди, а человек, который следует за ним, может находиться по отношению к Каабе впереди имама. Намаз человека, который находится ближе к Мекке, чем имам, тоже не будет действительным»,  — говорит начальник отдела по вопросам шариата ДУМ РТ Мубараков.

Может ли мусульманский священнослужитель проводить обряды бракосочетания или имянаречения с помощью современных гаджетов, приставив, например, динамик телефона к уху младенца? Ведь это, казалось бы, разумное решение для того, чтобы уберечься от коронавируса. Ответы на этот и другие вопросы можно будет узнать скоро на страницах «БИЗНЕС Online» в полной версии интернет-конференции.