Сколько времени детям можно проводить за компьютером?

Во время карантина интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что, казалось бы, он был в ней всегда… Мы проводим в Интернете значительную, если не большую, часть своего времени и уже не представляем себе жизни без этого ежедневного виртуального потока информации.
Соцсети, лайки, постинг и шеринг, любые фильмы и любая музыка, постоянная личная переписка и доступность любых знаний по нескольким кликам — все это обрушивается на нас, как лавина, и практически полностью подавляет нашу волю своим кажущимся разнообразием.

Но если взрослый человек в идеале в состоянии хоть как-то контролировать свое поглощение всей этой информации и хоть как-то умеет ориентироваться в ней, то ребенку это сделать гораздо сложнее. В каком-то смысле Интернет можно сравнить с улицей: мы можем встретить там все что угодно. И точно так же, как и в случае с улицей, перед родителями стоит необходимость принять решение о том, пускать ли ребенка в Интернет, и если да, то насколько долго и насколько самостоятельно. Этот вопрос серьезно встает перед родителями ребенка уже с его 4−5-летнего возраста, но порой приходится задумываться об этом и гораздо раньше.

В чем же действительно состоит проблема в нашем взаимодействии со Всемирной сетью? Почему вообще нам нужно думать о том, сколько времени можно там проводить, и должны ли существовать какие-то ограничения для всех людей, и особенно для детей и подростков, относительно посещаемых ими сайтов и их контента?

Все те проблемы, которые возникают при долгом или, тем более, неограниченном и бесконтрольном пользовании Интернетом, можно выделить отдельным списком, и мы обязательно сделаем это ниже. Но одна из основных (пусть и незаметных на первый взгляд) проблем заключается в том, что при работе за компьютером ни ребенок, ни вообще любой человек практически не делают усилий для того, чтобы переварить и обработать информацию. И соответственно, при этом не происходит развития когнитивных способностей (мышления)… И для молодого формирующегося организма это влияние нередко становится просто пагубным. Мы видим, что количество времени, которое ребенок проводит в бездумном сидении перед экраном монитора, нужно ограничивать. В противном случае мы рискуем получить компьютерную зависимость, которая лечится уже у психолога. Кроме того, одной из серьезных проблем, с которыми сталкиваются подростки, являются компьютерные игры. Эта ситуация сейчас в разной степени характерна для многих стран, но особенно ярко она проявилась в Японии. Полное погружение геймера в яркий и красочный трехмерный мир на самом деле вызывает тяжелую зависимость от компьютерных игр и провоцирует собой не только замкнутость и отстранение детей от родителей и вообще исключение из реальной жизни, но и приводит к риску суицида.

Но даже у здорового человека долгое сидение за компьютером может вызвать проблемы не только с физическим здоровьем, но и с психикой. Основные проблемы, которые являются результатом компьютерной зависимости, приведены ниже: Офтальмологические проблемы (проблемы со зрением — близорукость, миопия). Психологические проблемы (снижение внимания, появление страхов, склонность к депрессиям, агрессия или инфантилизм, мнительность, неспособность принимать решения, апатия, незаинтересованность, излишняя раздражительность, невротизация в целом). Неправильная осанка (сколиоз). Долгое сидение за компьютером вызывает незаметное для человека переутомление. Нельзя сбрасывать с весов и вред от электромагнитного излучения. Отсутствие физических нагрузок неблагоприятно сказывается на состоянии иммунитета и может вызвать еще многие болезни… Какие же меры защиты могут быть применены против всех этих вполне реальных угроз? Что в данной ситуации могут сделать родители? Крайние меры в такой ситуации существуют — это различные программы родительского контроля, защитные приложения, блокировка вредоносных сайтов. Также, чтобы оградить своего ребенка от вреда бесконтрольного пользования Интернетом, когда вас нету дома, вы можете элементарно установить пароль хотя бы на своем компьютере.

Но прежде всего в семье должна существовать атмосфера мягкого, но в то же время строгого и уверенного убеждения. Вы должны спокойно, но веско донести до ребенка понимание, что компьютер — это область исключительно работы и учебы, а не игры и любых других пустых и бессмысленных занятий, и время пользования им строго расписано и ограничено. Но, разумеется, есть серьезная опасность, что если вы запретите ребенку сидеть в Интернете дома, то он потом «оторвется» на своем собственном телефоне в школе. Выход из этого один — покупать ребенку для повседневного пользования не продвинутый смартфон последней модели со всеми установленными на нем программами, а телефон попроще — без Интернета. Вот как пишет об этом известный семейный психолог Михаил Лабковский: Мое мнение по поводу гаджетов: не покупайте детям смартфоны — покупайте телефоны в пределах трех тысяч рублей, которые позволяют писать сообщения и делать звонки, ограничивайте время, проводимое ребенком «в планшете» и за компьютером: полтора часа в будни и четыре — в выходные. Если лимит превышен, вырубайте домашний роутер. Вопрос уже не в соцсетях, а в зависимости. Любая зависимость, склонность впадать в зависимость — это серьезная психическая проблема, которая сказывается на многом в жизни. Поэтому не бойтесь быть «плохими», и, если ребенок сам не контролирует время, проводимое в соцсетях, придется это делать вам. Причем твердо, без сомнений и жалости. Но надо сказать, что в наше время далеко не все так категоричны в том, что касается использования компьютера и остальных гаджетов. Есть и другая, почти альтернативная, точка зрения по этому вопросу.

Многие родители понимают, что Интернет и все новые способы связи и передачи информации будут окружать нас всегда, и они не только никуда не денутся, но их количество будет лишь увеличиваться. И поэтому, несмотря на массово обсуждаемую у нас проблему клиповости мышления, многозадачность (в том числе и в использовании гаджетов) будет одним из главных условий работы для большинства людей нового поколения. Многие сейчас уже признают, что это поколение сильно изменилось по сравнению с людьми, рожденными в 80-е и даже в 90-е… На самом деле современные дети уже сильно обгоняют нас в своем понимании компьютера, и вполне возможно, нам в каком-то смысле стоит допустить, что их быстрота и привязанность к этому девайсу на самом деле не так уж и плоха. Основное и единственное, что нужно привить им с самых молодых лет — это понимание того, что компьютер и Интернет — это всего лишь инструменты, и они должны служить нам и максимально помогать в познании этого мира. И для этого, несомненно, нужно стараться использовать все их возможности по максимуму. Но самое главное — для того, чтобы они это действительно поняли, нужно показать не только «как», но и «зачем», нужно пробудить в ребенке здоровый интерес к познанию этого мира и всех возможностей, которые в связи с этим предоставляет компьютер.

Нужно также указать на все те существующие опасности, которые таит в себе Интернет, объяснить, что такое кибербуллинг, травля, незаконное выуживание информации из людей, объяснить, каких людей и каких сообщений следует опасаться. И именно это, а не агрессивное лишение свободы без объяснения причин должно быть поставлено во главу угла и должно стать краеугольным камнем в воспитании детей в современном мире.