Узбекские коврыУзбекские ковры

Наша родина богата искусным ремеслом, древней культурой и народно-прикладным искусством. Ковроткачество – яркий тому пример.

Исторически, ковры – символ достатка и домашнего уюта. В прошлые века ковры были атрибутом роскоши и служили украшением в покоях правителей и знати. Сегодня ковры олицетворяют богатую культуру, традиции и домашний уют нашей Родины. На каждой свадьбе принято дарить ковер молодоженам. В центрах ковроткачества бережно сохраняются эскизы древних национальных рисунков, которые традиционно несут в себе среднеазиатскую символику. Большие промышленные ковровые фабрики (Хива, Ташкент, Самарканд, Бухара, Ферганская долина), небольшие ковровые мастерские (где ремесленники ткут ковры вручную), домашнее ковроделие – в каждом уголке нашей родины процветает древнее и прекрасное ремесло, настоящее народное искусство.

Каждый ковер уникален. Цвет, орнамент – все это подсказки об истории ковра. Например, в Самарканде мастера делают акцент на черных, красных и синих тонах. В Бухаре «фирменная» нотка – многокрасочные узоры и длинноворсные ковры. В Ферганской долине особое предпочтение отдается красным и синим полосам. Хивинские ковры – олицетворение растительных узоров. Выбор цвета и мотивов – не просто желания мастеров отличиться. В каждый ковер закладываются культурные смыслы и ценности. Так, изображения солнца, амулетов-туморов и рогов архаров призваны оберегать его владельца от беды и приносить в дом удачу и благополучие.

Основной материал для изготовления ковров в Узбекистане — шерсть и хлопок, реже — шелковые нити. Классифицируются ковры и по длине ворса: длинноворсовые ковры «джульхирсы», коротковорсовые ковры «гиламы» и безворсовые ковры «паласы».

Одним из древнейших видов ковроткачества в Узбекистане является кошма (войлочный ковер). Ими кочевники утепляли свои юрты (переносные каркасные жилища). Обычно войлок красился в белые, серые и темно-коричневые цвета.

Источник: Официальный сайт Национального Олимпийского Комитета - www.olympic.uz