История института «Ташкент Метропроект»

Одной из главных достопримечательностей Ташкента является его метрополитен, о красоте которого не раз говорили иностранные СМИ, фотографы и туристы. Но мало кто знает, что за работой метрополитена стоит такая организация как «Ташкент Метропроект». В этой статье вы узнаете всё об истории института и его деятельности.

Свою деятельность институт «Ташкент Метропроект» начал в марте 1972 года в системе «Метрогипротранс» Ташкетского филиала «Ташметропроект». Тогда его создали в целях проектирования первого метрополитена в Средней Азии.

В 1972 году главными задачами перед институтом были следующие: приблизить участников строительства к непосредственному объекту; проектирование будущего метро и создание конкурентного научно-технического потенциала. Первоначально проектная часть была разделена по аналогии с Московским институтом Метрополитена на 5 отделов: электротехнический, архитектурный, конструкторский, отдел геологии и трассы.

За более полувековую историю «Ташкент Метропроект» в своих стенах вырастил настоящие ценные кадры, которые смогли воплотить в жизнь интересные и впечатляющие архитектурные решения и урегулировать вопросы пассажирских перевозок города.

Опыт и профессионализм специалистов института с каждым годом растёт и позволяют им принимать участие в совместных проектах с международными коллегами. Так, например, были организованы ряд проектов для Московского метрополитена, наши специалисты участвуют в разработке технико-экономического обоснования проектов Рижского, Свердловского, Новосибирского и Куйбышевского метрополитена. В последние годы совместно с международными специалистами ведётся работа по расширению Ташкентского метрополитена. И следует подчеркнуть, что Ташкентское метро по своим характеристикам не уступает аналогичным мировым транспортным сооружениям. А при строительстве Узбекистанской и Юнусабадской линий применялись современные технические решения: водонепроницаемая железобетонная отделка тоннелей, климатическая система охлаждения воздуха в жаркую погоду за счёт экономного распыления воды; обновлённая система вентиляции; станции с боковыми платформами и др.  К тому же проект заложил основы подземного сейсмостойкого строительства в Узбекистане. Так, совместно с институтом «Механики и сейсмостойкости сооружений» Академии наук Узбекистана, Метрогипротранс и ЦНИИС были спроектированы и созданы специальные конструкции, позволяющие выдерживать различные землетрясения, которые характерны для нашего региона. При проектировании и строительстве Ташкентского метрополитена специалистами также учитывались климатические условия региона, характеристики грунта и скальных пород. И для того, чтобы найти оптимальное решения в сложнейших условиях градостроительной обстановке применялись методы химического закрепления грунтов, понижение уровня подземных вод; замораживание, кессонные проходки и другие новейшие технологии горнопроходческого оборудования.

В 2001 году институт был реорганизован в общество с ограниченной ответственностью ООО «Ташкент Метропроект», в котором существуют следующие отделы.

1. Бюро главных инженеров проектов. Отдел отвечает за распределение обязанностей между другими подразделениями, за своевременным выполнением проектов. Главные инженеры презентуют перед заказчиками проекты и отстаивают их согласование.

2. Отдел автоматизации проектирования. Отвечают за бесперебойную работу компьютерного оборудования, следят за локальной сетью и отвечают за приобретение необходимых лицензионных программ, которые способны увеличить эффективность работы метрополитена.

3. Отдел трассы и верхнего строения пути. Специалисты данного отдела проектируют строительство новых линий метрополитена и согласуют его с администрацией, которая отвечает за городскую застройку.

4. Отдел проектирования конструкций и сооружений. Отвечают за проектирование нестандартных архитектурных решений.

5. Архитектурный отдел. Формирует облик внутреннего и внешнего исполнения станций.

6. Отдел проектирования электротехнических устройств. Их работа заключается в разработке электротехнической части объектов и подключение их к городским электросетям.

7. Отдел проектирования систем отопления и вентиляции. Отвечает за интеграцию в проект вентиляционных систем.

8. Отдел проектирования систем водопровода и канализации. Обеспечивает прокладку системы канализации и водоснабжения.

9. Отдел проектирования организации строительства. Организуют строительные работы от начала до сдачи объекта.  

10. Отдел сметных работ. Рассчитывает сметы на всех стадиях работы.

11. Отдел автоматики, телемеханики и связи следят за бесперебойной работой автоматизированных систем.

12. Отдел оформления и выпуска проектов занимаются итоговым сбором необходимой документации для проектирования и отправляют его заказчику.

13. Прочий производственный персонал.

Источник: Официальный сайт Национального Олимпийского Комитета - www.olympic.uz