Постановление Президента Республики Узбекистан
В целях увеличения количества лицензий на участие в летних Олимпийских и Паралимпийских играх путем развития всех видов спорта, а также обеспечения всесторонней подготовки и успешного участия наших спортсменов в XXXIII летних Олимпийских и XVII Паралимпийских играх, проводимых в городе Париже (Франция) в 2024 году (далее – Олимпийские и Паралимпийские игры):
коренное совершенствование и цифровизацию системы спортивного образования, создание высокоэффективного резерва спортсменов-олимпийцев по видам спорта, включенным в олимпийскую и паралимпийскую программы, существенное увеличение количества лицензий;
совершенствование спортивного менеджмента, проведение аудита и приведение его каждого звена в соответствие с международными стандартами;
проведение глубокого анализа и изучения спортивных фармакологии, психологии, медицины и диетологии, разработку по их результатам научно обоснованных предложений;
увеличение доли женщин-спортсменок среди претендентов на участие в Олимпийских и Паралимпийских играх, обеспечениегендерного равенства среди спортсменов Узбекистана;
укрепление материально-технической базы спортивных баз и сооружений, строительство новых спортивных объектов, отвечающих современным стандартам, их целевую и эффективную эксплуатацию;
полное внедрение на практике основных направлений развития паралимпийского движения, определенных в нашей стране, всестороннюю поддержку спортивной деятельности лиц с ограниченными физическими возможностями и инвалидностью.
Программу подготовки спортсменов Узбекистана к XXXIII летним Олимпийским и XVII Паралимпийским играм, проводимым в городе Париже (Франция) в 2024 году, согласно приложению № 1;
Целевые показатели по подготовке к XXXIII летним Олимпийским и XVII Паралимпийским играм, проводимым в городе Париже (Франция) в 2024 году (далее – Целевые показатели), согласно приложению № 2;
Контингент национальных сборных команд Узбекистана, ведущих подготовку к XXXIII летним Олимпийским и XVII Паралимпийским играм, проводимым в городе Париже (Франция) в 2024 году, согласно приложению № 3.
участие в 244 программах Олимпийских игр и получение 103 лицензий по 26 видам спорта, включая получение лицензий и участие в 31 программе по 8 перспективным олимпийским видам спорта (бадминтон, настольный теннис, скалолазание, водное поло, синхронное плавание, прыжки в воду, конный спорт, триатлон);
участие в 476 программах Паралимпийских игр и получение в общей сложности 105 лицензий по 12 видам спорта, включая бочча, паранастольный теннис, парастрельбу из лука, паравелоспорт.
Заместителю Премьер-министра – министру туризма и спорта Абдухакимову А., Национальному олимпийскому комитету Узбекистана (Шаабдурахманов Р.) и Национальному паралимпийскому комитету Узбекистана (Ташходжаев М.):
а) реализовать конкретные меры по коренному совершенствованию спортивного менеджмента (управления). При этом:
в трехмесячный срок привлечь одну из аудиторских организаций большой четверки («big four»);
совместно с привлеченной аудиторской организацией принять меры по проведению в срок до 1 марта 2022 года аудита каждого звена системы управления в сфере физической культуры и спорта;
расходы, связанные с привлечением аудиторской организации и проведением аудита, произвести за счет средств, сэкономленных в рамках сметы расходов на подготовку и участие спортивной делегации Узбекистана в XXXII летних Олимпийских играх, прошедших в городе Токио (Япония) в 2021 году;
в срок до 1 июля 2022 года внести проект постановления Президента Республики Узбекистан о совершенствовании управления физической культурой и спортом, спортивными федерациями (ассоциациями), включая развитие в них системы самофинансирования;
б) обеспечить участие спортсменов в программах олимпийских и паралимпийских видов спорта, включенных в Целевые показатели, эффективно организовать деятельность спортивных федераций (ассоциаций) в данном направлении;
в) в двухмесячный срок внести предложения об укомплектовании вакантных должностей руководителей спортивных федераций (ассоциаций) и новым кандидатурам на должности руководителей федераций (ассоциаций), показавших низкие результаты, неэффективно использовавших выделенные бюджетные средства и допустивших наступление иных негативных обстоятельств;
г) указать на их ответственность совместно с руководителями спортивных федераций (ассоциаций) за участие в программах, включенных в Целевые показатели, и получение лицензий.
Заместителю Премьер-министра – министру туризма и спорта Абдухакимову А. и Национальному олимпийскому комитету Узбекистана (Шаабдурахманов Р.) совместно со спортивными федерациями (ассоциациями) в процессе подготовки к Олимпийским играм 2024 года:
в двухмесячный срок разработать и реализовать программы по пропаганде принципов гендерного равенства среди населения на основе системы «махаллабай» с участием известных спортсменов;
принять меры по увеличению доли женщин-спортсменок среди претендентов на участие в Олимпийских играх. При этом обеспечить их расхождение с количеством спортсменов-мужчин до +/-3 процентов;
принять меры по увеличению с 2022/2023 учебного года квоты приема девушек в спортивно-образовательные учреждения, специализированные на подготовке спортсменов олимпийского резерва;
принять другие меры, необходимые для обеспечения гендерного равенства при подготовке спортсменов нашей страны.
Заместителю Премьер-министра – министру туризма и спорта Абдухакимову А., Национальному олимпийскому комитету Узбекистана (Шаабдурахманов Р.) и Национальному паралимпийскому комитету Узбекистана (Ташходжаев М.) совместно с соответствующими министерствами, ведомствами и организациями обеспечить самостоятельную и постоянную эксплуатацию спортивными федерациями (ассоциациями) спортивных баз, прикрепленных к ним в соответствии с приложением № 4 к настоящему постановлению, а также создание необходимых условий (обеспечение электроэнергией, газом, водой, проведение ремонтных работ). При этом данные меры реализуются за счет средств балансодержателей спортивных баз.
постоянное участие спортсменов национальных сборных команд в непрерывных учебно-тренировочных сборах, международных соревнованиях и турнирах, а также привлечение квалифицированных отечественных, зарубежных тренеров и иных специалистов в течение всего года;
внедрение передовых инновационных и научно-методических технологий в процессы подготовки национальных сборных команд к учебно-тренировочным сборам, соревнованиям и турнирам, медицинское
и фармакологическое обеспечение спортсменов, а также создание групп специалистов (тренеров, врачей, физиологов, диетологов, научных аналитиков и других) по научному анализу участия в них спортсменов;
осуществление системного анализа и мониторинга хода реализации Программы подготовки спортсменов Узбекистана к XXXIII летним Олимпийским и XVII Паралимпийским играм, проводимым
в городе Париже (Франция) в 2024 году (далее – Программа), оказание содействия и методической помощи ответственным министерствам, ведомствам и организациям, а также регулярную разработку и внесение обоснованных предложений по результатам принимаемых мер, состоянию подготовки национальных сборных команд к Олимпийским
и Паралимпийским играм, внесению изменений и дополнений в Программу;
своевременное и качественное проведение работ по строительству, реконструкции и оснащению спортивных баз современным спортивным оборудованием и инвентарем, а также создание благоприятных социальных, бытовых и материальных условий для подготовки национальных сборных команд с привлечением заинтересованных министерств, ведомств, организаций и спортивных федераций (ассоциаций).
7. Утвердить Состав Республиканской комиссии по подготовке спортсменов Узбекистана к XXXIII летним Олимпийским и XVII Паралимпийским играм, проводимым в городе Париже (Франция) в 2024 году (далее – Республиканская комиссия), согласно приложению № 5.
8. Республиканской комиссии (Арипов А.Н.):
в месячный срок в целях тщательной подготовки к Олимпийским и Паралимпийским играм и создания соответствующих условий для федераций (ассоциаций) прикрепить их к министерствам, ведомствам и крупным организациям с определением конкретных задач данных организаций;
рассмотреть и определить размеры бюджетных, внебюджетных и спонсорских средств, необходимых для тщательной подготовки к Олимпийским и Паралимпийским играм;
установить постоянный контроль за своевременным, качественным и полным исполнением предусмотренных Программой задач и поручений, возложенных на заинтересованные министерства, ведомства и организации, принять меры по ежеквартальному обсуждению работ, подлежащих выполнению в соответствии
с Программой, и своевременному решению проблем;
в месячный срок организовать первое расширенное заседание Республиканской комиссии. При этом довести суть и содержание настоящего постановления, внимание, уделяемое государством спорту, необходимость безусловного выполнения поставленных задач, а также принятие соответствующих мер в отношении лиц, показавших низкие результаты;
в двухмесячный срок утвердить и внедрить на практике комплекс мер по пресечению коррупции в сфере спорта, а также в процессах подготовки к Олимпийским и Паралимпийским играм (проведения каждого этапа соревнований, отбора спортсменов, привлечения тренеров, приема учащихся в спортивно-образовательные учреждения, сдачи нормативов и экзаменов и других), по обеспечению нетерпимого отношения и непримиримой борьбы с любыми проявлениями коррупции.
9. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента:
а) по согласованию с Министерством туризма и спорта, Национальным олимпийским комитетом Узбекистана и Национальным паралимпийским комитетом Узбекистана в двухмесячный срок разработать и утвердить региональные программы по Целевым показателям в целях обеспечения качественной подготовки спортсменов национальных сборных команд к Олимпийским и Паралимпийским играм. При этом предусмотреть:
обеспечение строительства, реконструкции и капитального ремонта спортивных баз за счет внебюджетных средств и средств спонсоров, создание необходимых условий для полноценной эксплуатации и оснащения баз современным спортивным оборудованием и инвентарем, включая автотранспортные средства;
материальную и социальную поддержку, улучшение бытовых условий спортсменов, тренеров и иных специалистов национальных сборных команд, ведущих подготовку к Олимпийским и Паралимпийским играм;
обеспечение постоянного участия спортсменов, тренеров и иных спортивных специалистов региональных сборных команд, ведущих подготовку к Олимпийским и Паралимпийским играм, в республиканских, международных спортивных мероприятиях и учебно-тренировочных сборах;
б) принять меры по развитию, популяризации и созданию необходимых условий для соответствующих видов спорта, определенных Указом Президента Республики Узбекистан от 24 января 2020 года
№ УП–5924 «О мерах по дальнейшему совершенствованию
и популяризации физической культуры и спорта в Республике Узбекистан» в районах (городах), специализированных в соответствии с данным Указом на приоритетных, перспективных, развивающихся видах спорта;
в) создать территориальные подразделения спортивных федераций (ассоциаций) и оказать содействие укреплению их финансовой и материально-технической базы в целях развития, координации, методической поддержки и мониторинга олимпийских и паралимпийских видов спорта на местах;
г) принять меры по выдвижению кандидатов на должности руководителей территориальных подразделений спортивных федераций (ассоциаций) из числа руководящих кадров на местах.
10. Освободить на срок до 1 октября 2024 года от таможенной пошлины не производимые в Республике Узбекистан спортивное оборудование, инвентарь и снаряжение, искусственные спортивные площадки, их вспомогательную оснастку (включая тренажеры
для специальных занятий и современные научно-технологические средства), специальную спортивную одежду (экипировку), компьютерную технику, мультимедийную продукцию, спортивно-медицинское оборудование, медицинские биологические и фармакологические препараты, ввозимые из-за рубежа Министерством туризма и спорта, Национальным олимпийским комитетом Узбекистана, Национальным паралимпийским комитетом Узбекистана и федерациями (ассоциациями) по олимпийским и паралимпийским видам спорта по перечням, формируемым в установленном порядке.
Министерству туризма и спорта установить постоянный жесткий контроль за целевым использованием и безопасностью спортивного оборудования, инвентаря и снаряжения, искусственных спортивных площадок, их вспомогательной оснастки (включая тренажеры
для специальных занятий и современные научно-технологические средства), специальной спортивной одежды (экипировки), компьютерной техники, мультимедийной продукции, спортивно-медицинского оборудования, медицинских биологических и фармакологических препаратов, ввозимых из-за рубежа федерациями (ассоциациями) по олимпийским и паралимпийским видам спорта.
Государственному таможенному комитету (Азимов М.) в случаях использования товаров, ввозимых из-за рубежа на основании настоящего пункта, в иных целях обеспечить взыскание в Государственный бюджет суммы таможенной пошлины, не уплаченной в связи с предоставлением льгот в соответствии с настоящим пунктом, с наложением финансовых санкций, предусмотренных актами законодательства.
11. Министерству экономического развития и сокращения бедности (Бобоев А.) совместно с Министерством туризма и спорта (Казаков З.)
при формировании Программы развития социальной и производственной инфраструктуры на 2022 год и последующие годы выделить лимиты централизованных капитальных вложений для строительства, реконструкции и ремонта объектов, включенных в Программу, на основе разработанной проектно-сметной документации.
12. Определить, что в рамках целевой подготовки к Олимпийским и Паралимпийским играм по олимпийским и паралимпийским видам спорта:
спортсменам и тренерам назначаетсяежемесячная выплата в виде стипендии в размере, установленном Республиканской комиссией, за счет средств Национального олимпийского комитета Узбекистана и Национального паралимпийского комитета Узбекистана;
выплаты спортсменам, тренерам и иным специалистам национальных сборных команд в виде ежемесячной стипендии, единовременного денежного вознаграждения, ценных подарков и иные выплаты, полученные ими в виде помощи, не облагаются налогом на доходы физических лиц, на них не начисляются социальный налог и страховые взносы.
13. Заместителю Премьер-министра – министру туризма и спорта Абдухакимову А., Министерству финансов (Ишметов Т.), Национальному олимпийскому комитету Узбекистана (Шаабдурахманов Р.) и Национальному паралимпийскому комитету Узбекистана (Ташходжаев М.) совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями в срок до 1 марта 2022 года внести проект постановления Президента Республики Узбекистан, предусматривающего:
а) кардинальный пересмотр системы финансирования спорта, уделение особого внимания прозрачности настоящего процесса и результативности использования средств;
б) внедрение особого порядка охвата системой Казначейства средств, выделяемых Национальному олимпийскому комитету Узбекистана, Национальному паралимпийскому комитету Узбекистана и спортивным федерациям (ассоциациям) на подготовку к Олимпийским и Паралимпийским играм, и финансирования спортивных федераций (ассоциаций) в целях повышения эффективности, прозрачности и подотчетности средств, выделяемых из Государственного бюджета;
в) внедрение современной системы поощрения победителей и призеров Олимпийских и Паралимпийских, Азиатских и Паразиатских игр, престижных международных спортивных соревнований (кубков),
а также тренеров, врачей и иных специалистов, подготовивших спортсменов, на основе передового зарубежного опыта. При этом:
систематизировать нормативно-правовые акты, регулирующие указанные вопросы;
обеспечить жильем отличившихся спортсменов, тренеров, врачей и иных спортивных специалистов национальных сборных команд;
внедрить механизмы организации беспроигрышных лотерей;
внедрить конкретные механизмы бесплатного прохождения спортсменами, тренерами, врачами и иными спортивными специалистами курса оздоровления в санаторно-оздоровительных учреждениях один раз в год в приемлемые для них сроки.
14. Генеральной прокуратуре (Йулдошев Н.) совместно
с заместителем Премьер-министра – министром туризма и спорта Абдухакимовым А., Счетной палатой (Турабов Б.), Министерством финансов (Ишметов Т.) дать правовую оценку расходования (израсходованных) Национальным олимпийским комитетом Узбекистана, Национальным паралимпийским комитетом Узбекистана, спортивными федерациями (ассоциациями), иными спортивными организациями средств, выделенных на подготовку к XXXII летним Олимпийским и XVI Паралимпийским играм, прошедшим в городе Токио (Япония)
в 2021 году, и средств, выделяемых на подготовку к Олимпийским и Паралимпийским играм, исходя из принципов рациональности, экономности и эффективности, а также открытости и прозрачности проведения (проведенных) тендеров и конкурсов, недопущения коррупции (недопущенных), полного соблюдения (соблюдаемых) иных основных принципов государственных закупок, а также принять соответствующие меры по итогам оценки.
15. Министерству финансов (Ишметов Т.):
до конца текущего года изучить эффективность использования средств, выделенных из Государственного бюджета на подготовку к XXXII летним Олимпийским и XVI Паралимпийским играм, прошедшим в городе Токио (Япония) в 2021 году, и внести соответствующие предложения;
обеспечить начиная с 2022 года выделение из Государственного бюджета средств, необходимых для подготовки к Олимпийским и Паралимпийским играм, на основе заявок, представленных Министерством туризма и спорта, Национальным олимпийским комитетом Узбекистана, Национальным паралимпийским комитетом Узбекистана и спортивными федерациями (ассоциациями)
в установленном порядке.
16. Министерству туризма и спорта (Абдухакимов А.), Национальной телерадиокомпании Узбекистана (Хаджаев А.), Национальному информационному агентству Узбекистана (Кучимов А.), Национальному олимпийскому комитету Узбекистана, Национальному паралимпийскому комитету Узбекистана, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента обеспечить подготовку и широкое освещение в средствах массовой информации короткометражных видеороликов и специальных передач о сути и значении настоящего постановления, спортсменах Узбекистана, ведущих подготовку к Олимпийским и Паралимпийским играм.
17. Возложить на заместителя Премьер-министра – министра туризма и спорта Абдухакимова А.А., председателя Национального олимпийского комитета Узбекистана Шаабдурахманова Р.М., председателя Национального паралимпийского комитета Узбекистана Ташходжаева М.М., а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан ежегодно в срок до 1 января.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
5 ноября 2021 года.