$10 млн инвестиций и похвала Возняка — долгий путь к созданию компьютера-конструктора для детей
Интервью с Марком Павлюковским, создателем обучающего компьютера-конструктора Piper. Как он переехал из Украины в Америку, чуть не погиб в Африке, закончил Принстон, бросил докторскую в Оксфорде и сделал продукт, который похвалили Сатья Наделла и Стив Возняк.
В середине октября венчурный фонд Sistema_VC проводил конференцию Machine Teaching, где собрались основатели образовательных стартапов, чтобы обсудить технический прогресс.
Специальным гостем был Марк Павлюковский, основатель Piper. Его компания делает конструктор-компьютер, игрушку, которая с помощью проводов, микросхем и Minecraft учит детей программированию и инженерному делу. Пару лет назад Марк успешно прошел с «Пайпером» Kickstarter, несколько инкубаторов в Кремниевой долине и поднял около 11 миллионов долларов инвестиций. Сейчас он участник рейтинга перспективных предпринимателей до 30-ти лет Forbes, а игрушка лежит дома, например, у Сатьи Наделлы и Стива Возняка.
Сам Марк — бывший студент Принстона и Оксфорда. Он родился в Украине, в детстве переехал с мамой в США. В нескольких интервью Марк рассказывал, что не считает себя выдающимся — просто парень, которому повезло. А то, что не повезло другим — несправедливо. На третьем курсе учебы, он движимый этим порывом полетел в Африку, где чуть не умер.
В Россию Марк попал впервые в жизни. Кажется, в Америке ему не рассказывали, что в здесь снег, валенки, медведи и без водки можно умереть от холода. Наверное, думали, он и сам все видел — зачем будоражить детские травмы. Поэтому он был одет совершенно не по погоде.
Я ждал типичного в моем представлении стартапера из долины — очередного Тони Роббинса, который светит улыбкой, как прожектором, и заливает все потоками энергии. Но Марк выглядел так, будто тащит на плечах тяжесть всего мира. Уставший, задумчивый, с понурым взглядом и мешками под глазами. У него тихий голос, и он медленно подбирал слегка подзабытые русские слова. Возможно джетлаг, но мне показалось, не только.
На встречу он притащил здоровый чемодан, как будто только что слез с самолета — хотя прилетел день назад. Внутри была коробка с конструктором, который мы развалили по всему столу в кафе.
С одной стороны, мне хотелось перебирать провода и кнопочки, чтобы самому делать контроллер для компьютера. С другой — понять, зачем молодому предпринимателю бросать престижный вуз, лететь в Африку спасать детишек и вообще рассуждать о мировой несправедливости.
Миграция, Африка, Принстон

— Я читал, что ты переехал из Украины в Америку в девять лет, потом вернулся обратно, а потом снова улетел в Америку. Почему так?
— Честно говоря, в первый раз я приехал туда в пять лет. Побыл полгода, и мне так не понравилось, что я попросил маму вернуться обратно. Тогда мы жили в Луизиане. Это один из беднейших штатов — по нему трудно судить об Америке в целом. Мне было сложно, я не говорил по-английски. Меня засунули в класс, где все мигранты. Все говорили на своих языках.
Может, это русская традиция, там обычно так не принято — но когда мне что-то не нравилось, я начинал драться, и меня все время наказывали. Поэтому я уехал обратно. Два года проучился в украинской школе, и в девять лет снова приехал в Америку.
В Украине все было по-другому, был дефицит — мы сдавали бутылки, чтобы добыть какие-то деньги и пойти поиграть в PlayStation. На телевизоре были пять каналов. Посмотреть мультики полчаса — это уже удача. А в Америке у всех дохрена игрушек. В домах для них места не хватает. Есть целый канал, где мультики крутят день и ночь. Это мне очень нравилось, я так выучил английский — просто смотрел много мультиков.
До 18 лет я пожил в шести штатах. Мы с мамой очень много ездили по Америке.
— У твоих родителей было какое-то дело?
— Мама переехала учиться, и я поехал с ней. Она училась то по одной программе, то по другой. Это было трудно, я только встраивался в колею, и снова уезжал. Зато со многими знакомился, разговаривал. Мне кажется, это очень помогло стать более открытым и гибким.
— Я читал, родители помогали тебе с Piper. Это правда?
— На самом деле, мама была очень против. Она хотела, чтобы я стал доктором, чтобы занимался чем-то стабильным. Так что она не очень поддерживала. Сначала я поступил на биолога, и до сих пор чувствую, что ей немного обидно из-за того, что я бросил докторскую программу.
— Даже когда случился такой успех?

— Не знаю… ей кажется, это как-то нестабильно. Непонятно, что будет дальше.
— Ты учился в Принстоне?
— Да, потом пошёл в Оксфорд и работал над докторской по применению компьютерных наук и машинного обучения в биологии. Мы анализировали раковые снимки. Но я это бросил.
— Почему?
— Я понял, что мне важно работать в команде над чем-то, где я вижу прогресс. Когда ты делаешь докторскую, ты сидишь один долгими-долгими днями, неделями. Мой профессор был очень известным и уважаемым в Англии. Он не мог проводить с нами много времени. А мне не хватало обратной связи и разговоров.
— Блин, с кем я ни общался — все мечтают бороться с раком с помощью технологий. А тебе это показалось не интересным.
— Все эти прорывы, которые делали люди — они казались мне очень-очень мелкими. В науке важны публикаци. Сделать публикацию о чем-то совершенно новом и большом слишком трудно, поэтому люди делают микрошаги.

Для публикации достаточно просто перенести что-то из одной сферы в другую — и это будет выглядеть новым и прорывным. Но это вообще никому никогда не поможет.
— Поэтому сейчас ты больше бизнесмен? Или все-таки инженер?
— Я даже не знаю. Но я бы всем рекомендовал заниматься какой-то наукой — математикой, инженерией. Это вырабатывает определённое мышление, которое помогает в жизни — научное мышление. Есть гипотеза, ты её тестируешь, пробуешь разные вещи, доказываешь или не доказываешь. Такое мышление очень важно для нашего общества. Благодаря нему оно и достигло такого прогресса. Такое мышление помогает и в бизнесе тоже.
Не знаю, как бы я себя описал. Мне кажется, важнее то, как люди подходят к решению проблем.
— Правда, что ты был в Африке на стажировке?
— Да, это было на третьем курсе. Мне хотелось сделать что-то такое… более активное. Я чувствовал, что мне повезло, когда я попал в Америку. У меня было много возможностей делать разные вещи.
Я ездил обратно в Украину, видел своих друзей. И я не считал себя более умным или более талантливым, чем другие. Поэтому мне хотелось как-то помочь и другим тоже использовать свои таланты. Я подумал — вот у меня есть знание биологии. Как я могу использовать его на практике?
В африканских странах много болезней. Даже понос может убить человека. Но все эти болезни очень легко предотвращаются. Я не понимал, почему они существуют, и думал, что смогу как-то помочь своими знаниями. Плюс с новыми подходами через игры донесу это детям, которые заболевают, улучшу их жизнь. И вот создал учебную программу, основанную на играх, и приехал с ней в Гану.


— Почему ты выбрал именно Африку? Не было желания вернуться в Украину и что-то делать там?
— Мне казалось, это труднее. Проблемы в Украине связаны с непонятными для меня силами. Они больше на политическом уровне. А в Африке было простое решение — не делай этого и ты не будешь болеть. В то время мне казалось, это проще понять и проще решить.
— Что конкретно ты там делал?
— У меня была гипотеза, что дети заболевают просто потому, что не знают, как предотвращать болезни. Если дать знание в интересной игровой форме, то они лучше запомнят, и болезней станет меньше.
Знание очень простое — соблюдать гигиену, мыть руки, защищаться от комаров. Ведь там готовят еду, не помыв ни продукты, ни руки, а готовые блюда едят немытыми руками.
Оказалось, все не совсем так. Причины заболеваний обширнее. Люди болели не из-за того, что у них нет информации — на самом деле они все лучше всех знают. Просто у них нет инфраструктуры. Руки негде мыть.
В итоге я сам заболел. Меня увезли оттуда в тяжелом состоянии. Моя гипотеза оказалась неверна. Тогда я немного больше понял про мир.
— Что именно?

— Я понял, что ездить куда-то самому — не самый эффективный способ. Поэтому решил научиться программировать, чтобы построить нечто способное влиять на тысячи, сотни тысяч или даже миллионы людей.
— То есть, тебе захотелось не учить людей — а делать самому?
— Нет, учить тоже. Просто сам метод должен быть более масштабным
Я стал брать курсы по программированию на Java. Параллельно хотел сделать веб-сайт для Принстона — платформу для студентов, где они могли бы вести дебаты с профессорами. В Принстоне очень много интересных профессоров — нобелевские лауреаты, авторы, очень прикольные люди. Но бывает, что нет времени посещать все интересные лекции, и большинство студентов с ними никак не пересекаются.
Поэтому была идея сделать платформу, где все профессора задают вопросы, студенты на них отвечают, начинают дебаты. Топ-10 участников, например, попали бы на ужин к профессорам, чтобы подискутировать вживую.
Я это сделал, запустил, и у нас было шесть дебатов.
— Но это больше не технологическая проблема. Сложнее всех организовать и поверить, что это будет кому-то интересно.
Да, конечно. Уговорить профессоров было самым трудным.
Как начался Piper

— Официально мы начали компанию в 2014. До этого я работал ещё год над ней, но формально она существует четыре года.
Когда я начал учиться программированию, узнал про Raspberry Pi. Это такая 25-ти долларовая плата размером с кредитную карточку. У меня на ключах висит самая маленькая версия. Знаешь, сколько она стоит? Пять долларов! Ты можешь подключить к ней монитор, питание, клавиатуру — и при этом носить как брелок. Мне казалось, будь у меня такая дешёвая прикольная вещь в детстве, я бы играл с ней больше, чем с Лего.
Тогда мы и захотели сделать компьютер, который ты сам собираешь и потом уже за ним учишься программировать. В начале мы просто копировали программное обеспечение с учебных сайтов — CodeAcademy, например. В первом проекте мы обучали HTML\CSS.
В компьютере были инструкции, и дети по ним писали код. Но им это было не очень интересно. Все говорили, «хотим играть в Майнкрафт». Мы подумали: «Может быть, сделаем «Майнкрафт» в браузере?» Ты играешь маленьким человечком, можешь выйти на любую веб-страницу и разрушить ее. Идешь, например, на Википедию, можешь там копать текст, копать картинки, копать ссылки.
Это было прикольно, но детям все равно не очень нравилось. Мы не понимали, почему. Подумали, может быть, их стоит учить программированию как-то по-другому?
Они будут сами собирать железо, используя игру, как инструкцию. Мы попробовали сделать это с помощью «Майнкрафта», и это детям понравилось больше всего.
— Когда вы начали использовать Майнкрафт, он уже принадлежал Microsoft?
— Я не помню точно, когда они его купили — до или после того, как мы запустили проект на «Кикстартере». Но они сначала не поняли, как и что мы используем, начали нам писать. А у нас была бесплатная версия «Майнкрафта», который выпустили специально для Raspberry Pi — ей все могли пользоваться. Нам пришлось это объяснять Microsoft. Конечно, им это не очень нравится.
В принципе у нас сложились хорошие отношения. У Сатьи Наделлы даже есть Piper. Мы с ним не общались лично, но он написал мне письмо, сказал спасибо. Он познакомил нас с людьми в компании, и с тех пор мы с ними общаемся. Все пытаемся договориться о сотрудничестве, но так и не смогли.
Поэтому продолжаем думать, как сделать свой «Майнкрафт» и не зависеть от Microsoft. Создать платформу, чтобы в 3D окружении дети могли получать инструкции.
— То есть у вас никаких договоров и соглашений нет?
— Для того, как мы используем продукт, нам не нужен договор.
— А как Piper попал к Стиву Возняку?
— Стив Возняк просто увидел нас на Kickstarter и написал, что ему очень нравится продукт. Недавно я пригласил его на конференцию, и там мы с ним встретились лично. У него очень прикольная речь. Его легко разбирать на цитаты: каждая вторая фраза — это цитата. Он сказал, что «Piper — самая лучшая детская игрушка, если ты хочешь, чтобы ребёнок стал изобретателем».
