Актер Караченцов не мог без спорта: играл с Ельциным в теннис
А на съемки всегда брал ракетки.
Николай Караченцов – легенда нашего театра и кино. С его именем ассоциируется слава «Ленкома», где он больше 20 лет исполнял роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось». При этом на счету Караченцова более сотни ролей в кино: он снялся в «Собаке на сене», «Двенадцати стульях», «Приключениях Электроника», «Белых росах».
Главный из тиражируемых фактов о Караченцове – трюки в фильмах он выполнял без дублеров.

Все потому, что с детства Караченцов был связан со спортом – учился в спортивной школе, занимался прыжками в воду и входил в сборную Москвы. Караченцов признавался, что его гибкость, растяжка, быстрота реакции – это результат детских тренировок, ведь в секции по прыжкам он занимался акробатикой и гимнастикой.
«Чтобы быть артистом, надо быть физически очень сильным». Актерская профессия – это адский труд. Когда Коля был здоровым, он много занимался спортом. Практически ежедневно играл в теннис», – рассказывала жена актера Людмила Поргина.
Караченцов обожал теннис. Играл с Ельциным, Тарпищевым и Дунаевским и возил ракетки на съемки, чтобы постучать мячом о стену
Теннис – любовь Караченцова. Он играл еще до начала актерской карьеры и тренировался по несколько раз в неделю. В 2000 году Караченцов рассказывал: «Для снятия уныния я играю в теннис. Увлекаюсь им давно. Он мне необходим. Испытываю просто физиологическое наслаждение от каждого хорошего удара. Проблемы улетучиваются на второй, третий, десятый план, и остается только желтый мячик. Для меня это очень сильное отдохновение души».

Караченцов действительно не мог без тенниса – привозил ракетки на съемки и каждую свободную минуту проводил с ними. «Меня потрясало, что Коля всегда таскал за собой теннисную ракетку и находил свободные полчаса или час, чтобы постучать мячом о случайно подвернувшуюся стенку. Он был строг по отношению к себе, держал форму», – рассказывал советский актер Сергей Мигицко.
Караченцов часто играл с композитором Максимом Дунаевским, а в паре с Борисом Ноткиным актер выходил на корт против пары Ельцин – Тарпищев. Те матчи Караченцов вспоминал так: «Борис Николаевич – человек стеснительный, когда его видят в ситуации, когда он не лучше всех. Поэтому болели только его семья и охрана. Были еще и фотокорреспонденты. Ведь Борис Николаевич впервые взял в руки ракетку, когда был старше 60 лет. Тем не менее пару его подач ловишь, а вдруг так подаст – хрен возьмешь. Я в паре с Борей Ноткиным играл, а он – с Шамилем Тарпищевым. Ну и что нам делать? Проиграли! 6:3, 6:4. Не всухую. Боролись. Кстати, Тарпищев говорит недавно: «Коля, сколько тебе? Шестьдесят? То есть – 6:0? Только первый сет».
Похоже, Караченцов действительно был неплох на корте. Журналист Николай Долгополов рассказывал, что актер очень быстро двигался, любил бегать к сетке и хорошо подавал. В перерывах он постоянно курил, но это не влияло на выносливость – Караченцов не задыхался. Отдельно Долгополов подчеркивал, что актер всегда с уважением относился и к соперникам, и к партнерам по команде: «На корте, где все плохое и хорошее отчетливо прорывается наружу, он оставался тем же благородным Николаем Петровичем Караченцовым».

Вместе с Ноткиным, Ельциным и Тарпищевым актер устраивал любительский турнир «Большая шляпа», в котором играли знаменитые любители тенниса – собиралось не менее 12 пар. При содействии актера проходил турнир «Марго Гаррос» – там играли люди из театров Москвы, а Караченцов всегда был в паре с сыном. Актер пытался с детства внушить ему любовь к теннису.
Андрей Караченцов вспоминал: «Именно папа привел меня в большой теннис. Мне было семь лет, и я тогда не мог понять, зачем это нужно. Мне не нравилось, что этот спорт развивает только одну часть тела – правую. Я говорил: «Папа, ты занимаешься единоборствами, может, мне тоже начать ходить с тобой?» Но он отвечал: «Нет-нет, теннис – замечательный вид спорта, он продлевает жизнь, со временем ты это поймешь». В итоге я достиг уровня кандидата в мастера спорта и, когда встречаю на турнирах игроков за восемьдесят, убеждаюсь в папиной правоте».

