Витрувианский человек

В спорте, в качестве деятельности человека, особое внимание уделяется человеческому телу и его параметрам. Изучая тело и его характеристики, атлеты могут делать определенные выводы, которые затем можно использовать для достижения лучших результатов.

Но магия и математика человеческого тела была испокон веков интересна не только атлетам и например, деятелям медицины, но и философам и художникам.

Со времён античности, в Древнем Риме, архитекторы и скульпторы были очарованы не только красотой линий человеческого тела, но также и пропорциями, которые находили своё отражение в первых попытках связать анатомию и математику. Одним из них был архитектор Витрувий.

Изучая труды этого античного гения, другой гений эпохи Ренессанса, создал трактат о пропорциях тела, основанный на наблюдениях первого. Так появилась знаменитая иллюстрация Леонардо да Винчи – «Витрувианский человек».

На ней мы видим фигуру мужчины в двух наложенных одна на других позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат.

Этот рисунок и аннотации к нему великого Леонардо, в наше время, называют «каноническими пропорциями», благодаря наглядной демонстрации того, что анатомия человека – это произведение математического искусства.

Сейчас «Витрувианский человек» хранится в коллекции галереи Академии в Венеции.

Выполнен он пером, чернилами и акварелью на пергаменте размером 24,5 × 34,3 сантиметра.

Вот, что гласит аннотация Леонардо под рисунком человека:

  • высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно 24 ладони);
  • шаг равняется четырём ладоням;
  • размах человеческих рук равен его росту;
  • расстояние от линии волос до подбородка составляет ⅒ его высоты;
  • расстояние от макушки до подбородка составляет ⅛ его высоты;
  • расстояние от макушки до сосков составляет ¼ его высоты;
  • максимум ширины плеч составляет ¼ его высоты;
  • расстояние от локтя до кончика руки составляет ¼ его высоты;
  • расстояние от локтя до подмышки составляет ⅛ его высоты;
  • длина руки составляет ⅖ его высоты;
  • расстояние от подбородка до носа составляет ⅓ длины его лица;
  • расстояние от линии волос до бровей ⅓ длины его лица;
  • длина ушей ⅓ длины лица;
  • пупок является центром окружности.

На иллюстрации можно увидеть, что в зависимости от расположения рук и ног, наше тело «рисует» в геометрии две разные фигуры. При чем, в зависимости от расположения, центр фигуры сосредоточен либо в области пупка, либо в области паха, сохраняя при этом равно удалённость конечностей.

Данное открытие позволило по-другому взглянуть на эргономику человеческого тела, а исследования, сделанные на основе данного рисунка, находят свои «отголоски» и в современном спорте.

Таким образом, данное произведение имеет не только художественную, но и научную ценность.

Источник: Официальный сайт Национального Олимпийского Комитета — www.olympic.uz